Муниципальный опорный центр г. Южно-Сахалинск
(МАУ ДО ДД(Ю)Т)

Система экспертной оценки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

На территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» большое внимание уделяется оценке качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в образовательных организациях.

В настоящее время экспертная комиссия проводит большую работу по проверке программ на соответствие требованиям законодательства в области дополнительного образования. Работу комиссии координирует Муниципальный опорный центр на базе МАУ ДО ДД(Ю)Т г. Южно-Сахалинска.

Все дополнительные общеобразовательные программы, которые реализуются на базе детских оздоровительных лагерей прошли процедуру экспертизы программ. Соответствуют всем нормативным документам, регламентирующим порядок организации дополнительного образования в образовательных организациях.

По состоянию на 16 июня 2022 года экспертизу проходят более 300 программ, которые начнут реализацию с 1 сентября 2022 года.

Экспертиза дополнительных общеобразовательных программ способствует развитию перспективных направлений дополнительного образования, росту качества дополнительных общеразвивающих программ, совершенствованию профессионального мастерства педагогов.

Цель экспертизы – выявление лучших образцов педагогической практики для обеспечения роста качества дополнительного образования детей.

Экспертиза должна решить следующие задачи:

  • зафиксировать наличие (отсутствие) необходимых структурных компонентов в дополнительных общеобразовательных программах;
  • выявить соответствие содержания дополнительных общеразвивающих программ специфике, профилю, уровню дополнительного образования детей;
  • определить имеющийся педагогический потенциал программы (можно ли данную программу рекомендовать к использованию, может ли программа использоваться в течение длительного срока, насколько она универсальна – возможно ли тиражирование ее в другие образовательные организации);
  • выделить инновационный потенциал программы (в программу заложены уже существующие в образовательном пространстве технологии и методики, направленные на достижение метапредметных и личностных результатов обучающихся; в программе представлены разработанные автором технологии (методики, формы) деятельности, позволяющие наиболее эффективно работать над метапредметными и личностными результатами обучающихся в системе дополнительного образования);
  • определить пути совершенствования образовательной деятельности (программа не нуждается в доработке, программа рекомендуется к использованию с учетом замечаний экспертов, программа нуждается в серьезной доработке);
  • создание банка примерных программ, которые могут послужить образцом, эталоном для педагогов.

Экспертиза должна проходить в соответствии со следующими принципами:

  • открытости, предполагающей, что подавать программу на экспертизу могут не только образовательные организации, но и сами педагоги (авторы программ);
  • гласности – если программа в ходе экспертизы получает высокую оценку, она автоматически вносится в банк примерных программ и становится доступной широкой педагогической общественности;
  • единства требований, обозначенных выше;
  • соблюдения педагогической этики, подразумевающего, что результаты экспертизы доводятся до сведения руководителя образовательной организации или соответствующего структурного подразделения и автора программы, но не афишируются;
  • направленности на развитие образовательной организации – рост качества дополнительных общеобразовательных программ является одной из составляющих процесса развития любой образовательной организации, что также фиксируется в Методических рекомендациях

Экспертиза дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ проводится в форме анализа их структурной и содержательной составляющих.

Охарактеризуем этапы экспертизы.

Первый этап – формирование экспертного сообщества, в которое входят компетентные педагоги дополнительного образования, методисты, специалисты управленческого звена учреждений дополнительного образования (заместители директоров).

Второй этап – направление дополнительных общеразвивающих программ на экспертизу.

Третий этап – распределение поступивших программ между членами экспертного сообщества.

Четвертый этап – оформление экспертных заключений.

Шестой этап – информирование администрации образовательных организаций и авторов программ о результатах экспертизы.

Направляя программу на экспертизу, педагог получает уникальную возможность «обратной связи» от профессионального эксперта, что способствует распространению опыта, стимулирует его рост, повышение качества педагогической деятельности, поддерживает инновационный поиск педагога.

Родители, выбирая программу в информационной системе ПФДО для своих детей, должны быть уверены в качестве предоставления образовательной услуги, у них есть право выбирать: где и по какой программе обучаться.